МАРКЕ ŠKODA БОЛЕЕ 125 ЛЕТ: СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Одна из причин успеха ŠKODA — постоянные изменения на различных уровнях, которые марка пережила за свою 125-летнюю историю. Давайте познакомимся с некоторыми из поистине фундаментальных преобразований.

1895 ГОД

От ремонта велосипедов к их производству
Слесаря Вацлава Лаурина и книготорговца Вацлава Клемента, который был младше его на три года, объединяли страсть к велосипедам и желание изготавливать собственные модели из лучших на тот момент материалов, чтобы они были качественными, долговечными и доступными по цене. Все пятью сотрудниками, расположенной в Млада-Болеславе. Год спустя компаньоны предлагали уже 5 моделей велосипедов SLAVIA, выпускавшихся силами 21 сотрудника. Так были заложены основы компании и множества новых моделей и услуг, которые появились позднее.

1899 ГОД

От велосипедов к мотоциклам
Оба основателя вскоре захотели большего, чем просто широкий модельный ряд, в котором к тому моменту уже были детские и женские велосипеды, тандемы, модели с цепным или вальным приводом и даже трехколесные грузовые велосипеды. В 1899 г. они заменили педальный привод компактным бензиновым двигателем. После долгих экспериментов талантливый механик Лаурин первым в мире понял, что идеальное место для силового агрегата — в нижней части рамы. Еще при запуске производства клиентам были доступны две модели с двигателями
мощностью 0,9 или 1,3 кВт.

1905 ГОД

От двух колес к четырем
В период расцвета эры мотоциклов LAURIN & KLEMENT конструкторы стали инициаторами другого, практически революционного изменения — создания собственного автомобиля. Их первая модель носила название L&K VOITURETTE A. Легкий и быстрый автомобиль приводился в движение двухцилиндровым 1-литровым двигателем с максимальной скоростью 40 км/ч. Модель пользовалась ничуть не меньшим спросом на местном рынке и за рубежом, чем ее родственники-мотоциклы. Вскоре после этого конструкторы фирмы разработали четырехцилиндровые и роскошные восьмицилиндровые двигатели. Автомобили L&K одерживали победу за победой как в плане продаж, так и на гоночных трассах. Марка стала крупнейшим автопроизводителем в Австро-Венгерской империи. Как и в случае с мотоциклами, при производстве автомобилей компания полагалась только на собственные разработки, а не на производство по лицензии.

1925 ГОД

Под другим названием: ŠKODA
После двух десятилетий экспансии компания пережила удары Первой мировой войны и падения рынков, включая внутренний, поскольку страна из империи численностью 53 миллиона человек превратилась в Чехословацкую республику с населением в 5 раз меньше. Но что еще важнее, производство на фабрике было парализовано из-за пожара. Эти факторы привели к поискам стратегического партнера. Компания LAURIN & KLEMENT обратилась к одной из крупнейших фирм Центральной Европы, работавших в области машиностроения и вооружений, часть которой принадлежала французам, — гиганту ŠKODA из Пльзеня. Так образовалось взаимовыгодное партнерство. Крылатая стрела в логотипе символизировала скорость и прогресс, отражавшие основные стремления автопроизводителя из Млада-Болеслава.

1929 ГОД

Переход к сборочным линиям
С 1927 по 1929 год были заложены основы эффективного производства на сборочных линиях, которые позволяли стандартизировать процесс и использовать одинаковые детали для нескольких моделей и модификаций автомобилей, а также закрепить за сотрудниками определенные виды деятельности. Самая современная производственная линия в Чехословакии была создана под влиянием американского автомобилестроения и предназначалась для нового поколения автомобилей ŠKODA. Она была введена в эксплуатацию незадолго до начала первого мирового экономического кризиса. Дальновидный и скрупулезный подход компании к преобразованию позволил ей избежать коллапса, который затронул многих ее конкурентов. Спустя несколько лет ŠKODA вышла из кризиса, став еще сильнее.

1934 ГОД

Хребтовая рама вместо лестничной
Логичным продолжением радикальной модернизации технологической составляющей, благодаря которой выросли мощность завода и эффективность работы, стал еще один шаг — разработка совершенно нового поколения автомобилей. Прогрессивная конструкция позволила сделать их намного легче, что в свою очередь привело к экономии сотен килограммов материалов и другим преимуществам, таким как более низкий расход топлива, меньшая цена, замедление износа шин и улучшенная управляемость. В основу семейства ŠKODA POPULAR, RAPID, FAVORIT и SUPERB легла рама хребтового типа, пришедшая на смену традиционной прямоугольной раме, которая по виду напоминала лестницу в горизонтальном положении. Раньше колеса подпрыгивали на неровностях из-за неподвижных осей, которые уступили место независимой подвеске даже в базовом оснащении самых дешевых моделей марки.

1945 ГОД

От частной компании к государственной
Фирма с автозаводом в Млада-Болеславе перед началом Второй мировой войны стала открытой акционерной компанией, благодаря чему появились дополнительные инвестиции. Но после войны большинство промышленных, финансовых и других компаний Чехословакии были национализированы, как и в ряде других европейских стран. Более того, компания была переименована. С первого января 1946 года она стала официально называться AZNP («Государственное предприятие по производству автомобилей»). Все важные решения относительно инвестиций, производства, ценообразования и по другим ключевым вопросам теперь принимало государство.

1952 ГОД

От деревянных кузовов к металлическим
В 1952 г. произошло крупнейшее изменение производственных технологий AZNP, устранившее основное препятствие к серийному производству. Спустя почти полвека компания наконец смогла отказаться от услуг столяров, изготавливавших деревянные детали каркаса кузова. Полностью металлический кузов из сваренных штампованных деталей впервые был использован в модели ŠKODA 1200 и стал кульминацией интенсивных разработок, занявших 4 года. Изменилась и конструкция — теперь это был понтонный кузов с крыльями и намного более просторным салоном. За пассажирскими последовали легкие коммерческие автомобили, включая кареты скорой помощи, выпускавшиеся на заводе в Квасинах.

1964 ГОД

Двигатель теперь сзади
В марте 1964 г. в Млада-Болеславе была официально открыта новая часть автозавода. На ней использовались новейшие производственные технологии, благодаря которым объем выпуска вырос с 40 000 до более чем 100 000 единиц в год. Полностью изменились и сами автомобили. Классическая конструкция с двигателем спереди и задними колесами, приводимыми в движение с помощью длинного карданного вала, уступила место более компактной, простой и легкой схеме «все сзади». Таким образом пространство под передним капотом превратилось в багажник. Больший вес на ведущих колесах давал преимущества, например при подъеме по заснеженной дороге. Так родилась ŠKODA 1000 MB. Модели с двигателем в задней части автомобиля выпускались вплоть до 1990 г.

1987 ГОД

Совершенно новая концепция
Можно без преувеличения сказать, что 1987 год стал годом революционных изменений в истории компании. Благодаря современному дизайну и конструкции новая модель FAVORIT нашла поклонников даже среди самых требовательных покупателей. Двигатель и трансмиссия стали единым агрегатом, приводившим в движение передние колеса, что полностью соответствовало тенденциям того времени. Кроме того, такое решение открыло путь к расширению разнообразия типов кузова и двигателей. Первым в совершенно новом поколении автомобилей ŠKODA стал хэтчбек FAVORIT, за которым последовали универсал FORMAN и PICK-UP. Они стали результатом собственных разработок при участии других компаний, включая Porsche и итальянское кузовное ателье Bertone.

1991 ГОД

Присоединение к Volkswagen
Падение «железного занавеса» в 1989 г. привело к кардинальным переменам в обществе, и экономика Чехословакии с централизованно-командным управлением ушла в прошлое. Начался сложный процесс приватизации. На первом этапе государство как собственник приступило к преобразованию фирмы в открытую акционерную компанию, которую поддерживал бы сильный стратегический партнер. Лучшим вариантом, гарантировавшим сохранение традиционной чешской марки ŠKODA и собственного отдела технической разработки, стало сотрудничество с Volkswagen — крупнейшим европейским автопроизводителем того времени. Соглашение было окончательно подписано 16 апреля 1991 г. В последующие 9 лет концерн Volkswagen стал 100-процентным держателем акций компании. К тому времени на заводах ŠKODA выпускалось в 2,5 раза больше продукции, чем до приватизации.

2009 ГОД

От универсалов к кроссоверам
Весной 2009 г. марка ŠKODA в ответ на растущую популярность кроссоверов предложила клиентам отличную модель YETI, и ее ждал успех. Основой ее конструкции стали агрегаты популярной линейки OCTAVIA, а точнее — техническая платформа OCTAVIA SCOUT с увеличенным дорожным просветом. Успех YETI в дальнейшем разделили и другие кроссоверы с логотипом, на котором красуется крылатая стрела: ŠKODA KODIAQ (2016 г.), KAROQ (2017 г.) и KAMIQ (2018 г.). При создании кроссоверов специалисты ŠKODA опирались на многолетний опыт: еще в 1966 году компания приняла участие в проекте, инициированном представителем компании в Новой Зеландии, в результате которого появилась модель TREKKA на базе OCTAVIA Super.

2016 ГОД

От аналоговых технологий к цифровым
ŠKODA — компания с девизом Simply Clever, предлагающая лучшие решения в области мобильности. Она проходит цифровую трансформацию, не сбавляя оборотов и фокусируясь на концепции Индустрии 4.0, а также мобильных сервисах для автомобилей. В то же время ŠKODA открыта для сотрудничества в вопросах смарт- и микромобильности на городском уровне. Для этого в компании ŠKODA открыли творческие лаборатории ŠKODA AUTO DigiLabs. В них сконцентрирована креативная работа, ведутся исследования и создание новых моделей бизнеса и решений в области мобильности. Такие платформы расположены в Праге, Пекине, Тель-Авиве и Пуне (Индия). Совместно с многообещающими стартапами специалисты ŠKODA AUTO DigiLab разработали, например, приложение Citymove, проект каршеринга HoppyGo, а также платформу BeRider для скутершеринга. Активное внедрение цифровых технологий отражает и изменения в корпоративной культуре ŠKODA, поэтому оно не ограничивается только процессом производства, в котором постоянно растет роль автоматизации и искусственного интеллекта.

2019 ГОД

От моделей с двигателями внутреннего сгорания к гибридным автомобилям и электромобилям
История разработки и производства двигателей внутреннего сгорания в Млада-Болеславе уходит корнями в далекий 1899 год. Вслед за бензиновыми двигателями постепенно появились дизельные и даже двигатели, работавшие на газе, образуемом при сгорании дров и угля, а в современную эпоху появились модели, работающие на альтернативных видах топлива, сжиженном и сжатом природном газе. В 2019 году марка ŠKODA вошла в эру электромобильности. Это особая веха в истории компании. Запуск моделей SUPERB iV и CITIGOᵉ iV ознаменовал начало новой эпохи, и постепенно марка электрифицирует весь модельный ряд. В ноябре 2019 г. состоялась мировая премьера новой модели OCTAVIA, включая гибридную модификацию. В 2020 г. ŠKODA представит ŠKODA ENYAQ, свой первый полностью электрический автомобиль на базе платформы MEB концерна Volkswagen.